Российские речные суда — Сухогрузы ГТ и СТ

Описание. ГТ и СТ — общие серийные названия небольших
сухогрузных судов различных типов (пр. 276, 2760, 27-410, 765, 765А, 765 р.ф., 585, 821, 898, 898А,
898Б, 926, 932, 912А, 912Б, 912В, 912И/П, 912М, 81360, 81365 и другие). Суда широко различаются по времени постройки
и эксплуатационным характеристикам. Название серии ГТ означает грузовой теплоход, СТ —
сухогрузный теплоход. Название и нумерация некоторых старых серий изначально зависели от
пароходств и принятых в них общих нумераций грузовых судов; нумерация более поздних серий, как
правило, определяет грузоподъемность судов.

Проекты 276 и 2760. 700-тонные суда немецкой постройки, имеющие четыре трюма с
люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Проект 2760 —
модификация, отличающаяся обновленной надстройкой и кормовой частью корпуса. Суда строились с
1949 (пр. 276) и с 1955 (пр. 2760) по 1968 гг.; всего построено 120 единиц. Судам присваивались
названия в честь рек СССР и серийные названия СТ с номерами семисотой и восьмисотой серий. На
основе пр. 2760 были созданы суда-плавмагазины типа ПМ (пр. 2766).

Проекты 765, 765А, 765 р.ф. и 585. 600-тонные суда советской
постройки, имеющие три трюма с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в
кормовой части. Суда строились с 1955 по 1964 гг. на нескольких судостроительных заводах в двух
модификациях, внешне отличающихся конструкцией надстройки. Модификация завода "Ленинская
Кузница" имеет надстройку с открытыми проходами вдоль бортов. Всего судов пр. 765 и его
модификаций построено несколько сот единиц. Судам присваивались названия в честь рек СССР и
серийные названия СТ с номерами из общих нумераций грузовых судов различных пароходств: в Камском
пароходстве — трехсотая серия, в Московском — четырехсотая (серийное название ГТ), в Бельском —
500, в Волжском — 600, в Енисейском — 700, в Ленском — 900; в Северо-Западном пароходстве изначально
присваивались серийные названия СТ6, затем замененные на обычные. С 1957 г. на основе пр. 765
строились рефрижераторы проекта 585 (серийное название "Рефрижератор2"); с 1958 г. —
танкеры типа ТН (пр. 866).

Читайте также  Российские речные суда - Тип "Волго-Дон"

Проект
821.
150- и 200-тонные суда советской постройки, имеющие трюм с люковыми закрытиями, с
машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Суда строились с 1956 г.; им
присваивались серийные названия ГТ. С 1960 г. на основе пр. 821 строились танкеры
проекта 868; с 1963 г. — плавмагазины проекта 897; с 1972 г. — очистительные станции проекта 354К.

Проекты
898, 898А, 898Б и 926.
300-тонные суда советской постройки, имеющие трюм с люковыми закрытиями, с
машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Дальнейшее развитие проекта 821 с
увеличенной длиной корпуса. Модификации пр. 898 отличаются конструкцией
рубки и кормовой частью корпуса. Проект 926 — более современная модификация, оснащенная подъемным краном для
погрузки-выгрузки. Суда строились с 1958 (пр. 898) и с 1960 (пр. 926) гг. на нескольких
судостроительных заводах, из них на заводе "Балтия" построена 31 единица.
Судам присваивались серийные названия ГТ с номерами сотой и, возможно, других серий и
собственные имена.

Проект 27-410. 680-тонные суда немецкой постройки, имеющие два трюма с люковыми
закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части, оснащенные
подъемно-опускной рубкой и подъемным краном для погрузки-выгрузки. Суда строились с 1962 г.; им
присваивались названия в честь рек СССР.

Проекты 912А,
912Б, 912В, 912И/П и 912М.
350-тонные мелкосидящие суда советской и российской постройки, имеющие
два трюма с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части, оснащенные
подъемным краном для погрузки-выгрузки. Пр. 912А и 912Б — суда для Амура и других восточных бассейнов;
две модификации отличаются конструкцией подъемного крана и незначительно размерами корпуса и
водоизмещением. Проект 912В — модификация, отличающаяся более современной надстройкой и
измененными деталями конструкции, строившаяся как для восточных, так и для европейских бассейнов.
Суда строились с 1964 (пр. 912А), с 1968 (пр. 912Б) и с 1981 (пр.
912В) гг. на нескольких судостроительных заводах. С 1986 г. на основе пр. 912В строились суда
проекта 912И/П, оборудованные изгибающим сцепным устройством для работы с баржей-приставкой на
реках с малым радиусом закругления; в 90-х гг. — суда-плавмагазины проекта 912М. Судам, как правило,
присваивались серийные названия СТ с номерами различных серий.

Читайте также  Российские речные суда - Тип "Шексна"

Проекты 81360 и 81365. 400-тонные мелкосидящие суда
советской
и российской постройки, имеющие трюм с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой
в кормовой части, в том числе, оснащенные подъемным краном для погрузки-выгрузки. Суда оборудованы
сцепным устройством для работы с баржами-приставками. Суда строились с 1988 по 90-е гг. на нескольких
судостроительных заводах, из них на Великоустюгском заводе построено 13 единиц. Судам присваивались
серийные названия СТ с номерами 500 серии (возможно, только нечетными) и собственные имена.

Другие серии. Серийные названия ГТ и ГТМ присваивались также
небольшим сухогрузным судам других типов, в том числе, проекта 932. Серийное название СТ
присваивалось и более крупным судам различных типов, в том числе, овощевозам СТ-1300 (пр. 19620, Р-168 и 191).

Распространение. Во многих пароходствах под серийными
названиями СТ и ГТ были объединены разнотипные сухогрузные суда, в том числе, поступившие из
Германии в счет репараций после войны. Суда, построенные позднее по различным типовым проектам,
поступали во все пароходства европейской и восточной частей России и Украины. В настоящее
время многие суда старой постройки списаны.