Российские речные суда — Тип «Волго-Дон»

Описание. Теплоходы типов ВОЛГО-ДОН различных вариантов
и XXIII СЪЕЗД КПСС (пр. 507, 507А, 507Б, 1565, 1565М и 1566) — большие сухогрузные суда, имеющие,
в зависимости от модификации, открытые трюмы или трюмы с люковыми закрытиями, с двойными бортами и
двойным дном, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Одни из самых крупных судов внутреннего плавания и одна самых массовых сухогрузных серий.
Суда предназначены, в основном, для насыпных и навалочных грузов, таких как строительный щебень, а также
тарно-штучных грузов. Теплоходы с закрытыми трюмами могут принимать груз на люковые закрытия. В процессе
эксплуатации некоторые суда были оборудованы носовыми упорами для толкания баржевых секций; на некоторых
были сняты люковые закрытия для облегчения разгрузочных работ при перевозках насыпных грузов. В 90-х гг.
отдельные суда были реконструированы под класс "река-море". Они были укорочены, получили
более совершенное оборудование трюмов и более высокую носовую часть.

Модификации. Первоначальный проект предусматривал открытые трюмы, разделенные переборками
на четыре отсека. Пр. 507А — первая модификация, предусматривавшая один открытый трюм-бункер без переборок и
комплексную автоматизацию. Пр. 507Б — вторая модификация с уменьшенной мощностью машин. В конструкции была
предусмотрена возможность замены дизелей без разборки надстройки. Внешне теплоходы этой и последующих модификаций
отличаются от более ранних наличием двух небольших дымовых труб вместо одной массивной. На основе этого
проекта было построено составное судно пр. 1566, имевшее сцепное устройство и баржу-приставку. Позднее
теплоходы получили по два трюма, оборудованных герметичными люковыми закрытиями, а также надстройку осовремененной
формы (пр. 1565). Дальнейшее развитие типа "Волго-Дон" — теплоходы типа
"Волжский".

Серийное строительство. Строительство
судов типа "Волго-Дон" велось с 1960 по 1980 гг. в СССР (все модификации) и с 1968 по 1990 гг. в Румынии
(пр. 1565 и 1565М). Всего построено 223 — 224 теплохода типа "Волго-Дон" и один составной теплоход типа
"XXIII съезд КПСС". Судам советской постройки присваивались серийные номера начиная с единицы. До номера 25
нумерация была сплошной, с 25 до 95 — номера через пять, с 95 до 235 — только нечетные номера, с 235 до 241 — сплошная
нумерация; номер 241 — последний в серии. Судам румынской постройки присваивались номера начиная с 5001; последний в
серии — номер 5106 (номер 5107 не был поставлен).

Читайте также  Российские речные суда - Тип КТ

Распространение. Теплоходы типа "Волго-Дон"
эксплуатируются(лись): в европейской части — на Волге, Каме, Дону, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, на
Днепре; в восточной части — на Енисее ниже Казачинского порога. С 90-х гг. многие суда используются в загранперевозках по
Каспийскому, Азовскому и Черному морям (Украина, Иран, Турция, Болгария), по Балтике (Польша, Германия). Реконструированные
суда совершают дальние рейсы в Великобританию. Суда принадлежат Волжскому, Камскому, Северо-Западному, Беломорско-Онежскому,
Волго-Донскому, Московскому, Енисейскому пароходствам, Укрречфлоту. Отдельные суда были проданы различным судоходным
компаниям, в том числе, зарубежным, и переведены под "удобные" флаги. Большинство судов ранней постройки (особенно с
открытыми трюмами) списаны или законсервированы из-за недостаточных грузопотоков.