Российские речные суда — Типы «Большая Волга» и «Шестая Пятилетка»

Описание. Теплоходы типов БОЛЬШАЯ ВОЛГА (пр. 11) и
ШЕСТАЯ ПЯТИЛЕТКА (пр. 576) — средние сухогрузные суда, имеющие четыре трюма с люковыми закрытиями,
с двойным дном, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Самая успешная и массовая
серия судов такого класса в СССР. Суда предназначены для насыпных, навалочных, тарно-штучных
грузов, таких как строительный щебень, песок, уголь, бумага в рулонах, лес в бревнах. В процессе эксплуатации
некоторые суда были оборудованы носовыми упорами для толкания баржевых секций; на некоторых были
сняты люковые закрытия для облегчения разгрузочных работ при перевозках насыпных грузов. Большинство
судов были модернизированы с частичной заменой оборудования; некоторые получили новую ходовую рубку.
В 90-х гг. несколько судов были реконструированы для возможности их выхода в море.

Модификации. Суда проекта 11 изначально имели съемные крышки
трюмов, оборудованные вентиляционными раструбами. Две разновидности этого проекта внешне отличаются
формой ограждения мостика. Проект 576 — дальнейшее развитие пр. 11, предусматривающее установку машин
увеличенной мощности и широких механизированных сдвижных закрытий трюмов. Внешне суда пр.
576 отличаются более высокой носовой частью и широкими окнами надстройки. Существуют две модификации
пр. 576, различающиеся конструкцией винто-рулевого комплекса: с тремя обычными рулями или с двумя
рулевыми насадками. Суда поздней постройки имеют надстройку с иллюминаторами вместо окон. Во время капитальных
ремонтов на судах пр. 11 машины и крышки трюмов заменялись по образцу пр. 576; окна в надстройке
на многих судах обоих проектов были заменены на иллюминаторы. На основе пр. 576 были созданы танкеры типов "Лось" и "КамГЭС".

Серийное строительство. Строительство теплоходов типа "Большая
Волга" велось с 1948 по 1956 гг. в СССР; всего построено порядка 120 — 130 единиц. Строительство
теплоходов типа "Шестая Пятилетка" велось с 1956 по 1961 гг. в СССР и по 1968 г. в Румынии;
всего построено до 250 единиц. Судам присваивались названия, в основном, в честь городов СССР.

Читайте также  Российские речные суда - Тип "Волго-Дон"

Распространение. Теплоходы типа "Большая Волга" поставлялись
Волжскому и Волго-Донскому пароходствам; теплоходы типа "Шестая Пятилетка" — Волжскому, Волго-Донскому,
Камскому, Московскому, Северо-Западному, Обь-Иртышскому, Енисейскому и Украинскому Днепровскому пароходствам.
В настоящее время многие суда этих типов выведены из эксплуатации или списаны, однако они до сих
пор являются одними из основных перевозчиков на реках Волжского бассейна, Волго-Донском канале,
канале Москва — Волга, Волго-Балтийском водном пути.