Российские речные суда — Тип «Волжский»

Описание. Теплоходы типа XXVI СЪЕЗД КПСС или ВОЛЖСКИЙ
(пр. 05074, 05074М и 05074A) — большие сухогрузные суда, в том числе составные, имеющие, в зависимости от
модификации, открытые трюмы или трюмы с люковыми закрытиями, с двойными бортами и двойным дном, с машинным
отделением и надстройкой в кормовой части. Самые крупные суда внутреннего плавания в СССР; дальнейшее развитие
типа "Волго-Дон", от которого отличаются конструкцией надстройки,
формой кормовой части корпуса и мощностью машин. Суда предназначены, в основном, для насыпных и
навалочных грузов, таких как строительный щебень, а также тарно-штучных грузов. Теплоходы с закрытыми
трюмами могут принимать груз на люковые закрытия. Конструкция приставки предусматривает то, что на
магистральных водных путях составные суда эксплуатируются "в сборе", а через судоходные
каналы и шлюзованные участки рек проводку приставки осуществляет буксир-толкач. В 90-х гг. отдельные суда
были реконструированы под класс "река-море". Они были укорочены, получили более совершенное
оборудование трюмов и более высокую носовую часть. У реконструированных составных судов были убраны
сцепные устройства. Приставки таких судов используются с буксирами-толкачами в качестве насыпных барж.
В 2000 — 2001 гг. несколько теплоходов и приставок были переоборудованы в танкеры.

Модификации. По первоначальному проекту строились составные суда со сцепным устройством
и баржей-приставкой, имеющие открытые трюмы-бункеры. Суда модифицированного проекта (пр. 05074М) уже не
оснащались баржей-приставкой и имеют по два трюма, оборудованных герметичными люковыми закрытиями. Позднее
на основе этого проекта строились суда класса "река-море" (пр. 05074А), отличающиеся от более ранних
модификаций уменьшенной длиной, высокими носовой и кормовой частями, конструкцией трюмов.

Серийное строительство. Всего за период с 1980 по 1999 гг. судов пр. 05074
и его модификаций построено 63 единицы, из них составных теплоходов — 28, теплоходов пр. 05074М — 27,
теплоходов пр. 05074А — 8.

Читайте также  Российские речные суда - Сухогрузы ГТ и СТ

Распространение. Теплоходы типа
"Волжский" эксплуатируются(лись): на Волге, Каме, Дону, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути.
С 90-х гг. многие суда используются в загранперевозках по Каспийскому, Азовскому и Черному морям (Украина, Иран,
Турция, Болгария), по Балтике (Польша, Германия). Суда принадлежат Волжскому, Камскому, Северо-Западному, Беломорско-Онежскому,
Волго-Донскому, Московскому пароходствам. Отдельные суда были проданы различным судоходным
компаниям, в том числе, зарубежным, и переведены под "удобные" флаги. В 90-х гг. некоторые суда
строились по зарубежным заказам.