Российские речные суда — «Балтийские» типы

Описание. БАЛТИЙСКИЙ — общее серийное название
теплоходов трех различных типов (пр. 781, 781Э, 613, 16290 и 16291), больших сухогрузных судов
класса "река-море", имеющих трюмы с люковыми закрытиями, с баком и ютом, с двойными
бортами и двойным дном, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Суда предназначены
для насыпных и навалочных грузов, генеральных грузов, леса в бревнах.

Проекты 781, 781Э. Типом "Балтийский" (пр. 781) и типом
"Волго-Балт" (пр. 791) была начата большая серия судов смешанного плавания
похожей архитектуры, продолженная другими типами и модификациями. В отличие от проекта 791,
суда пр. 781 имеют три грузовых трюма, меньшую длину и грузоподъемность. Модифицированные
суда (пр. 781Э) отличаются измененными деталями конструкции надстройки.

Проект 613. Более современный тип сухогрузных судов со сходными
характеристиками и увеличенной мощностью машин. Суда имеют три трюма с возможностью приема груза на люковые
закрытия. На основе этого типа были созданы учебные теплоходы, получившие увеличенную надстройку с
большей пассажировместимостью и вторую (дублирующую) рубку. Учебные суда имеют два трюма.

Проекты 16290, 16291. Теплоходы неограниченного района плавания,
имеющие два грузовых трюма. Представители семейства сухогрузов и танкеров аналогичного класса,
с некоторыми конструктивными деталями общими с танкерами типа
"Колибри". Суда имеют большую морскую осадку, подразумевающую необходимость их частичной
разгрузки для прохода по внутренним водным путям. Модифицированные суда (пр. 16291) отличаются
увеличенной грузоподъемностью и измененными деталями конструкции надстройки.

Серийное строительство. Строительство судов пр. 781 и 781Э велось с 1962 по 1967 гг.
в СССР на различных судостроительных заводах. Всего построено до 76 единиц (судам присваивались серийные
номера начиная с единицы; судно номер 73 изначально получило серийное название "Морской-1",
но было переименовано и получило номер в общем порядке серии). Кроме судов с серийными номерами,
три судна получили собственные имена. Строительство судов пр. 613 и его учебной модификации велось
с 1978 по 1982 гг. в Финляндии. Всего построено 16 единиц, из них 5 — учебные суда (судам присваивались
номера начиная с 101). Учебные суда получили названия в честь выдающихся изобретателей. Строительство
судов пр. 16290 и 16291 велось с 1994 по 1997 гг. в России. Всего построено 10 единиц, из них 5 —
проекта 16291 (изначально судам присваивались номера начиная с 201). Кроме двух первых, суда получили
названия в честь выдающихся русских писателей.

Читайте также  Российские речные суда - Тип "Выг" или "Онежский"

Распространение.
Теплоходы пр. 781 и 781Э поставлялись Беломорско-Онежскому, Северо-Западному, Западному пароходствам
для работы преимущественно на Балтийском море и Волго-Балтийском водном пути, а также Амурскому
пароходству для работы на Амуре и дальневосточных морях и Украинскому Дунайскому или Днепровскому
пароходству для работы на Днепре, Дунае, Черном и Азовском морях. В 90-х гг. многие суда были проданы
различным судоходным компаниям, в том числе, зарубежным, и переведены под "удобные" флаги.
Многие суда списаны, несколько судов затонули. Теплоходы пр. 613 поставлялись Беломорско-Онежскому,
Северо-Западному и Амурскому пароходствам. Учебные суда принадлежат Московской и Волжской академиям
водного транспорта, Петербургскому университету. Теплоходы пр. 16290 и 16291 строились по заказу
Северо-Западного пароходства для работы на основных европейских морях с возможностью прохода по внутренним
водным путям. В основном, суда типов "Балтийский" используются в загранперевозках по Балтике
(Польша, Германия, Нидерланды), по Азовскому и Черному морям (Украина, Турция, Болгария).