Описание. Теплоходы типа СОРМОВСКИЙ или
ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ различных серий (пр. 1557, 488/A, 488/AM, 488/AM2, 488/AM3, 488/AM4 и
614) — большие сухогрузные суда класса "река-море", имеющие четыре трюма с
люковыми закрытиями, с баком и ютом, с двойными бортами и двойным дном, с машинным
отделением и надстройкой в кормовой части. Суда предназначены для насыпных и навалочных
грузов, генеральных грузов, леса в бревнах.
Модификации. Типом "Сормовский" была продолжена серия судов
смешанного плавания похожей архитектуры, начатая типом "Балтийский" (пр. 781) и типом "Волго-Балт" (пр. 791). Суда имеют усиленный
корпус, более совершенное оборудование и во многом заимствуют у предшественников
конструкцию надстройки. Теплоходы более поздней постройки имеют более совершенные крышки
трюмов, а также отличаются современными широкими окнами рубки. Основная серия судов типа
"Сормовский" — проект 1557. Проект 614 — модификация болгарской постройки с
увеличенной грузоподъемностью. Проект 488/А и его варианты — модификация португальской
постройки, имеющая надстройку измененной конструкции, удлиненный корпус, увеличенную мощность
машин и грузоподъемность, уменьшенный развал бортов в носу. Суда пр. 488/АМ4 отличаются
более современной надстройкой и наличием автоспускаемой спасательной шлюпки. На основе
пр. 1557 были созданы сухогрузно-наливные гибридные суда типа
"Нефтерудовоз" (пр. 1570).
Серийное
строительство. Строительство судов пр. 1557 велось с 1967 по 1986 гг. в СССР. Всего
построено 122 единицы; из них на заводе "Красное Сормово" — 87 (судам присваивались
серийные номера начиная с единицы), на Рыбинском заводе — 35 (номера начиная с сотни).
Строительство судов пр. 614 велось с 1981 по 1983 гг. в Болгарии. Всего построено 9 судов
(судам присваивались номера начиная с 3001). Строительство судов пр. 488/А и его вариантов
велось с 1978 по 1990 гг. в Португалии. Всего построено 25 судов (судам присваивались номера
начиная с 3051). Кроме судов с серийными номерами, многие суда получили собственные имена; в
советских сериях сплошной нумерации не было.
Распространение. Теплоходы типа "Сормовский" поставлялись основным
пароходствам европейской части России и Украины, занимающимся смешанными перевозками
"река-море": Северо-Западному, Беломорско-Онежскому, Волжскому, Волго-Донскому,
Западному, Северному, Украинскому Дунайскому, Укрречфлоту, а также Амурскому пароходству и
морским Каспийскому и Азовскому пароходствам. Несколько судов болгарской постройки остались
в Болгарии. В основном, суда используются в загранперевозках по Балтике (Польша, Германия,
Нидерланды, Великобритания), по Азовскому, Черному и Каспийскому морям (Украина, Иран,
Азербайджан, Турция, Болгария) с возможностью прохода по Волге, Дону, Волго-Донскому каналу,
каналу Москва — Волга, Беломорско-Балтийскому каналу, Волго-Балтийскому водному пути. В 90-х
гг. отдельные суда были проданы различным судоходным компаниям, в том числе, зарубежным,
и переведены под "удобные" флаги. По крайней мере, одно судно списано, одно судно
затонуло в 1999 г., одно — в 2001 г.