Описание. Теплоходы типа ОКСКИЙ и аналогичных (пр. 559Б,
776, Р-97, Р-97И и Р-97Т) — средние мелкосидящие сухогрузные суда-площадки, с двойными бортами и
двойным дном, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части, в том числе, оборудованные изгибающим
сцепным устройством для работы с баржей-приставкой на реках с малым радиусом закругления. Суда предназначены,
в основном, для насыпных и навалочных грузов, а также для колесной техники. Некоторые суда получали сцепное
устройство в процессе эксплуатации.
Модификации. Различные серии судов проекта 559
имеют незначительные конструктивные отличия. Пр. 776 — проект переоборудования судов пр. 559 для работы
с баржей-приставкой пр. 942И с использованием изгибающего сцепного устройства. Серийное название "Окский"
присваивалось теплоходам двух типов, различных по конструкции и характеристикам: пр. 559 и его модификации и
пр. Р-97 и его модификации. Последние строились как более современная замена проекту 559. Проект Р-97И
предусматривает изгибающее сцепное устройство; проект Р-97Т — модификация пр. Р-97И для перевозки тяжеловесных
грузов.
Серийное строительство. Строительство судов пр. 559 велось с 60-х гг.
на Украине и с 1963 г. на двух заводах в России. Судам украинской постройки присваивались названия
в честь городов Украины; построено несколько десятков судов. Судам белогородской постройки присваивалось
серийное название "Окский"; построено 49 единиц, из них не менее половины переоборудованы или
построены по проекту 776. Переоборудование судов по пр. 776 началось в 1976 г. Судам великоустюгской постройки
присваивались названия в честь союзных и автономных
республик СССР; построено 15 единиц. Суда пр. Р-97 строились с 1977 г.; построено 22 единицы.
Распространение. Суда пр. 559 украинской постройки поставлялись Украинскому
Днепровскому пароходству для эксплуатации на Днепре. Некоторые из них были использованы при ликвидации аварии
на Чернобыльской атомной электростанции. В настоящее время большинство судов принадлежат Укрречфлоту. Суда
пр. 559 белогородской постройки поставлялись Московскому пароходству для эксплуатации на реках Оке, Москве
и на Верхней Волге. Впоследствии некоторые из них были переданы Волжскому пароходству. Отдельные суда
используются в качестве паромных переправ. Суда пр. 559 великоустюгской постройки принадлежат Северному пароходству.
Суда пр. Р-97 поставлялись Московскому пароходству, а также Северо-Западному, Бельскому и Волжскому пароходствам.
Одно судно было построено для Латвии. Отдельные суда ранней постройки списаны или законсервированы.