Российские речные суда — Тип «Волго-Балт»

Описание. Теплоходы типа ПРОФЕССОР КЕРИЧЕВ или
ВОЛГО-БАЛТ различных серий (пр. 791, 2-95, словацкое обозначение MNL2700, motorova
nakladna lod, ‘сухогрузный теплоход 2700 тонн’
, 2-95А, 2-95A/R, словацкое обозначение
RMNL2700, riecno-morska nakladna lod, ‘сухогрузный теплоход река-море 2700 тонн’, и
92-096) — большие сухогрузные суда класса "река-море", имеющие четыре трюма
с люковыми закрытиями, с баком и ютом, с двойными бортами и двойным дном, с машинным
отделением и надстройкой в кормовой части. Суда предназначены для насыпных и навалочных
грузов, генеральных грузов, леса в бревнах.

Модификации.
Типом "Волго-Балт" (пр. 791) и типом
"Балтийский" (пр. 781) была начата большая серия судов смешанного плавания
похожей архитектуры, продолженная другими модификациями типа "Волго-Балт" и типом "Сормовский". Первые суда пр. 791 отличаются
наличием леерного ограждения грузовой палубы, тогда как более поздние имеют фальшборт по
всей длине корпуса. Одно судно построено без поперечных переборок в трюме. На основе пр.
791 был разработан проект 2-95 и его варианты, которые отличаются надстройкой измененной
конструкции с рубкой, обеспечивающей круговой обзор, и уменьшенным развалом бортов в носу.
Суда пр. 2-95 имеют две небольшие дымовые трубы, более поздние суда (пр. 2-95A и 2-95A/R) —
одну. На основе пр. 791 были также созданы сухогрузно-наливные гибридные суда типа "Нефтерудовоз" (пр. 1553). В качестве
продолжения серии пр. 2-95 строилась серия судов типа
"Амур", которая иногда также причисляется к типу "Волго-Балт"
из-за первоначального названия головных судов. Пр. 92-096 — проект модификации судов
первоначального варианта пр. 2-95 с улучшенной мореходностью, предусматривающий более
современную рубку и высокие фальшборта.

Серийное строительство. Строительство судов пр. 791
велось с 1962 по 1969 гг. в СССР. Всего построено 40 единиц (судам присваивались серийные
номера начиная с единицы). Строительство судов пр. 2-95 и его вариантов велось с 1968 по
1984 гг. в Чехословакии. Всего построено 152 единицы, из них 8 — пр. 2-95, 65 — пр. 2-95A,
79 — пр. 2-95A/R (судам присваивались номера начиная с 101). Кроме судов с серийными номерами,
несколько судов получили собственные имена.

Читайте также  Российские речные суда - "Балтийские" типы

Распространение. Теплоходы пр. 791 поставлялись Северо-Западному пароходству
для работы преимущественно на Волго-Балтийском водном пути. Теплоходы пр. 2-95 и его
вариантов поставлялись основным пароходствам европейской части России и Украины,
занимающимся смешанными перевозками "река-море": Северо-Западному,
Беломорско-Онежскому, Волго-Донскому, Западному, Северному, Укрречфлоту, а также Енисейскому
пароходству. В основном, суда используются в загранперевозках по Балтике (Польша, Германия,
Нидерланды), по Азовскому, Черному и Каспийскому морям (Украина, Иран, Азербайджан, Турция,
Болгария) с возможностью прохода по Волге, Дону, Волго-Донскому каналу, каналу Москва —
Волга, Беломорско-Балтийскому каналу, Волго-Балтийскому водному пути. В 90-х гг. многие
суда были проданы различным судоходным компаниям, в том числе, зарубежным, и переведены под
"удобные" флаги. Несколько судов списаны, два судна затонули в 1993 г.