Описание. Теплоходы типа КРАСНОЕ СОРМОВО (пр. 10 и
10А) — средние линейные буксиры. Первая массовая серия дизельных речных буксиров в СССР.
Модификации. На суда более поздней постройки устанавливались
машины увеличенной мощности. Суда модифицированного проекта (пр. 10А) имеют ледовые подкрепления
корпуса.
Серийное строительство. Всего за период 1948
— 50-х гг. построено не менее 70 единиц.
Проекты 852 и
1194. В процессе эксплуатации большинство судов были переоборудованы для работы в качестве
толкачей по различным проектам. Пр. 852 предусматривал установку поворотных рулевых насадок и тяжелого
кормового якоря, для подъема которого использовалась буксирная лебедка. Сцепное устройство — двухупорное
тросовое. Пр. 1194 предусматривал подъем рубки, установку автосцепного устройства типа О-100 и средств
автоматизации управления механизмами.
Распространение.
Суда типа "Красное Сормово" эксплуатировались: в европейской части — в Волжском бассейне,
канале Москва — Волга; в восточной части — на Оби, Иртыше, Енисее. Многие суда, использовавшиеся
в европейской части, впоследствии были переведены на восточные реки. Суда принадлежали Волжскому,
Обь-Иртышскому, Енисейскому пароходствам, Волготанкеру. В настоящее время в центральных бассейнах
буксиры этого типа списаны почти в полном составе. Оставшиеся в эксплуатации используются для
вспомогательной работы на судостроительных заводах и путейскими управлениями.