Российские речные суда — Тип «Дунайский»

Описание. Теплоходы типов ДУНАЙСКИЙ (пр.
112, 112А и 112Б) и ЗЕЛЕНОДОЛЬСК (пр. 749, 749А и 749Б) — большие линейные буксиры-толкачи,
оборудованные автосцепным устройством типа О-200. В процессе эксплуатации судов
на некоторых из них рубка была поднята выше для улучшения обзора при работе с
баржевым составом. Это достигалось путем достройки нового помещения на крыше штатной
рубки или путем подъема штатной рубки на стойках.

Модификации. На судах, построенных по модифицированному
проекту (пр. 749Б), увеличена мощность машин. На более поздних судах применено
раздельное управление рулевыми насадками. Вторая модификация (пр. 749А) оснащена
средствами автоматизации управления механизмами.

Серийное строительство. Суда проектов 112 и
749 имеют аналогичную конструкцию. Строительство теплоходов пр. 749 велось в СССР
с 1957 г., теплоходов пр. 112 — в Венгрии с 1961 г. Суда увеличенной мощности
строились с 1958 г. Всего было построено свыше 100 единиц обоих проектов, из них
пр. 112 — не менее 67. Суда пр. 112 получали серийное название "Дунайский".
Судам пр. 749 присваивались названия в честь городов социалистических стран и
СССР.

Распространение. Толкачи этого типа поставлялись
пароходствам Волжского бассейна: Волжскому, Камскому, Волготанкеру. Позднее некоторые
суда были переданы в Московское и Северо-Западное пароходства. Суда эксплуатируются:
на Волге, Каме, канале Москва — Волга. Они используются с баржевыми составами
из двух — четырех секций, а также для проводки через шлюзованные участки барж-приставок
сухогрузных теплоходов типа "Волжский".
В настоящее время некоторые суда ранней постройки списаны.

Читайте также  Российские речные суда - Тип ОТА