Российские речные суда — Овощевозы

Описание. Теплоходы типа СТ (пр. 19620, 19620А, Р-168
и 191) — средние сухогрузные суда, овощевозы класса "река-море", имеющие трюм с люковыми
закрытиями, с двумя палубами, с двойными бортами и двойным дном, с надстройкой в носовой части,
машинным отделением в кормовой части. Суда предназначены, в основном, для транспортировки свежих
овощей, а также для тарно-штучных грузов и контейнеров. Суда строились в рамках Продовольственной
программы
правительства СССР (80-е гг.). В 90-х гг. отдельные суда были переоборудованы
для улучшения их мореходности, были закрыты галереи на нижней палубе и сделан высокий фальшборт
на баке.

Модификации. Одновременно строились три типа
овощевозов, построенные по одной схеме и имеющие похожие характеристики. Общее название серии
(СТ-1300) означает сухогрузный теплоход, 1300 тонн. Суда различных типов отличаются
конструкцией корпуса и надстройки, оборудованием трюмов и люковых закрытий, мощностью машин.
Первые два судна пр. 19620 были оборудованы подъемными кранами для погрузки-выгрузки.

Серийное строительство. Строительство теплоходов пр. 19620 и 19620А
велось в СССР на Волгоградском заводе с 1983 по 1990 гг. и на Рыбинском заводе с 1983 по 1994 гг.
Всего построено 55 теплоходов. Судам присваивались серийные номера начиная с 1301; судам волгоградской
постройки — нечетные, судам рыбинской постройки — четные номера. Строительство теплоходов пр. Р-168
велось в СССР на заводе им. 40-й годовщины Октября с 1983 по 1990 гг. Всего построено 12 теплоходов.
Судам присваивались номера начиная с 1351. Строительство теплоходов пр. 191 велось в Югославии на
разных судостроительных заводах с 1985 по 1987 гг. Всего построено 20 — 21 теплоход. Судам присваивались
названия в честь городов Югославии, а затем серийные номера начиная с 1376.

Читайте также  Российские речные суда - Тип "Амур"

Распространение. Овощевозы
поставлялись Волжскому, Московскому, Северо-Западному, Камскому, Волго-Донскому, Бельскому пароходствам,
Укрречфлоту. Теплоходы эксплуатируются(лись): на Волге, Дону, Каме, канале Москва — Волга,
Волго-Донском канале, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, на Днепре, на Каспийском,
Азовском, Черном, Балтийском морях. С 90-х гг. большинство судов используется в загранперевозках.
Отдельные суда были проданы различным судоходным компаниям, в том числе, зарубежным, и переведены
под "удобные" флаги. Почти все суда в настоящее время находятся в эксплуатации. Несколько
судов затонули в 90-е гг.